Контроль за заработной платой в основном касался предприятий, находившихся в государственной собственности. Частные предприятия не были объектом регулирования заработной платы, поскольку владельцы были заинтересованы в эффективной работе предприятия. Не имея существенной доли на рынке, частные предприятия не могут платить чрезмерные заработные платы. Частный сектор может увеличивать производительность труда, выплачивая эффективную заработную плату - выше, чем в государственном секторе, но со строгим контролем за выполнением работниками своих обязанностей. Справедливости ради отметим, что в любой развивающейся стране считают зарплату в долларовом эквиваленте. А чтобы быстро произвести такие расчеты по актуальному курсу можно использовать валютный информерhttp://fdlx.com/currency-informer-ukraine, который в режиме онлайн транслирует актуальный курсы валют.

Контроль за уровнем денежных доходов населения был самым жестким в Польше и Чехословакии. В начале 90-х годов в Польше было:

  • во-первых, отменено индексацию доходов, которую ввели в июне 1989 г.;
  • во-вторых, введен высокий прогрессивный налог на рост фонда заработной платы на предприятиях;
  • в-третьих, введен налог на размеры индивидуальной заработной платы, превышающей среднюю в 1,4 раза.

В Чехословакии в первый год экономической реформы каждый работодатель был обязан соблюдать централизованно установленные нормы начисления заработной платы. Превышение этого норматива облагалось по прогрессивной шкале. Чехословакия отказалась от нерыночных методов регулирования оплаты труда только после достижения относительной финансовой стабильности в 1993 году. Все эти события хорошо транслировались на телеканалах и печатались в новостях бизнеса и экономики http://fdlx.com/novosti/business-ukraine. Тема была у всех на слуху.

На начальном этапе либерализации государственный контроль за ростом заработной платы сыграл важную стабилизирующую роль. В периоды высокой инфляции бывали случаи замораживания заработной платы для использования ее в качестве "якоря" в антиинфляционной политике. Контроль за зарплатами был не только номинальным якорем, но и служил источником дополнительных доходов для правительств.

Однако довольно быстро налоговые ограничения на рост заработной платы в большинстве стран Центральной Европы были смягчены. В Польше со второй половины 1991 года налог на рост фонда заработной платы вообще перестали взимать. Вскоре и другие страны отказались от регулирования оплаты труда в частном секторе экономики. Основной причиной отказа от налогообложения роста фонда заработной платы был тот факт, что такие налоги не защищали эффективно от инфляции, а лишь приводили к дополнительным возмущениям на рынке труда.

После отмены административного контроля за заработной платой, роль основного регулятора зарплаты стала выполнять минимальная заработная плата.

Аналитический обзор подготовлен информационным порталом fdlx.com