Роман Семенуха: «Если не остановить грабеж и беззаконие в стране, Украина рискует утратить государственность»

Роман Семенуха: «Если не остановить грабеж и беззаконие в стране, Украина рискует утратить государственность» , Александр Панченко

На прошлой неделе с рабочим визитом Сумщину посетил народный депутат Украины, член парламентской фракции «Объединение «Самопомощь» Роман Семенуха. По данным проекта PolitEyes, политик является наиболее эффективным инициатором поправок к законопроектам в ВР VIII созыва. По его инициативе было принято 797 поправок к законопроектам. Мы поинтересовались у депутата, насколько эффективны законы, принимающиеся в парламенте, в чем просчеты украинских реформ и какие перспективы развития промышленности и экономики в целом.

- Роман Сергеевич, в рамках своего визита вы посетили предприятие «Сумыхимпром». На его примере можно смело говорить, что украинские промышленные предприятия находятся в режиме жесткой экономии. Как вернуть им былой успех?

- «Сумыхимпром» является ярким примером советской экономики, которая ориентировалась на замкнутый цикл производства. Поэтому в этом случае следует понять и принять факт – значительная часть рынков для таких предприятий утеряна навсегда. Это в том числе и эффект так называемого постколониального синдрома, который переживает вся страна.

Впрочем, сложная ситуация на предприятии – нехватка кадров, либо их низкая квалификация, невысокая заработная плата и прочие факторы – не приговор. С похожей ситуацией сталкивались и предприятия Польши,где также был замкнутый цикл. Впрочем, за короткий промежуток времени мы видим, как изменилась экономика в этой стране. В этом случае ключевым фактором является слаженный менеджмент. Именно от него, а также от государства и местных органов самоуправления будет зависеть судьба Сумыхимпрома. Вместе с тем я уверен:государство должно осуществлять протекционистскую политику по отношению к украинским предприятиям.

- «Сумыхимпром» стоит в списке на приватизацию. Какие позитивные и негативные моменты в этом?

- Я – сторонник приватизации, поскольку считаю, что государство -неэффективный собственник.

Но есть и обратная сторона этого процесса. Как, например,с Сумским НПО, где в конфликте между собственниками заложниками стали люди, не получающие заработную плату.

В этом случае именно правительство не выполнило своих обязанностей при приватизации, и не обеспечило социальную защиту. То есть государство проявило свою беспомощность. Помимо всего прочего существует ряд проблем с правоохранительной системой. Сейчас суд и прокуратура не привлекает к ответственности людей, которые выводят в оффшоры деньги. К тому же, естьобъекты, которые в принципе в целях национальной безопасностине должны быть проданы. К ним относятся стратегически важные предприятия, объекты инфраструктуры, оборонпрома. Поэтому при изуродованной правовой системе и при нынешней власти я не верю в то, что приватизация произойдет в интересах экономики, а не отдельных заинтересованных лиц.

-Возвращаясь к митингу машиностроителей в Сумах.

Люди требовали выплатить им задолженность по зарплате. Как можно решить эту проблему?

- В этом случае следует рассматривать вопрос с нескольких сторон. Не выплата заработной платы попадает под статью 175 Уголовного кодекса. Ответственные за это люди должны понести уголовное наказание. С другой стороны власти города, области и правительство должны решить проблему обеспечения предприятия госзаказами. Ну и ключевую роль, безусловно, должен сыграть менеджмент предприятия. Я скажу непопулярную вещь: если у завода нет заказов, то зачем всех людей выводить на работу, искусственно загонять в дальнейшие долги и давать людям ложные ожидания?

- Раз мы уже заговорили о деньгах, есть смысл поставить диагноз бюджету страны в целом - что не так с нашим государственным кошельком? Какой дефицит, какие последствия просчетов почувствует на себе каждый украинец и на что сейчас тратятся деньги?

- Государственный бюджет – это основной финансовый документ страны. Впрочем, если говорить о рациональности использования средств, которые поступают в госказну, следует привести несколько примеров. В этом году бюджет министерства внутренних дел составляет 64 млрд грн, и это колоссальная сумма. Эти деньги можно было бы направить на более насущные вопросы – увеличить финансирование медицины, образования, социальных программ. Объединение «Самопомощь», например, предлагало предусмотреть в бюджете деньги на кредитование жилья для молодежи с 30 миллионов гривен до миллиарда, но данная инициатива так и не была поддержана. Государство должно расставить приоритеты:создавать правоохранительные подразделения либо направлять деньги в образование, медицину и так далее.

- Одной из приоритетных на данный момент является реформа децентрализации. По Вашему мнению, есть ли уже ее результаты? Что изменилось после формирования общин и в правильном ли русле идет этот процесс?

- Если вы посмотрите по регионам, то доверие к любому мэру от любой партии в десятки раз превышает рейтинги в Верховной Раде, Кабмине. И знаете почему? Денег на местах стало больше. Да, согласен, что их тоже не хватает, но во многих городах и селах деньги начали направляться на восстановление дорог, на детские сады и школы. Но я также вижу и то, что с каждым годом децентрализацию пытаются приостановить. Например, в Сумах, как и в других городах Украины, назревает проблема монетизации льгот для социально защищенных граждан. Потому что закон говорит, что льготы эти должны быть. Но Кабмин два года назад, рассматривая этот вопрос, никоим образом не расширив базу для увеличения налогов на местах, переводит дополнительные расходы на местный бюджет. То есть бюджет города Сумы сократится на ту сумму денег, которую должен компенсировать национальный бюджет.

«Самопомощь» считает, что деньги должны оставаться на местах. Есть государство, которое должно выполнять функции безопасности, охраны границ, финансирования армии, Нацполиции, но большинство денег должно оставаться на местах для финансирования развития инфраструктуры, учреждений здравоохранения, образования, и особенно профессионально-технического, с которым сейчас просто катастрофа. Кстати, на всех предприятиях, которые я посетил в Сумах, поднимали вопрос нехватки кадров, которых должно готовить именно профессионально-техническое звено образования.

- Среди того, что Вам озвучили люди во время встреч, был вопрос пенсионной реформы. В ней есть просчеты? И чего ждать людям после выхода на пенсию?

- Я категорически не считаю действия правительства «реформой». Потому что знаю - для украинской молодежи в будущем пенсии не будет. Сейчас мы живем в солидарной системе, когда все взносы от граждан заливаются в такую черную дыру, которая называется Пенсионный фонд. Система работает так, что за день до выхода на пенсию вам очередной «Гройсман», например, может изменить условия выхода на пенсию. Например, поднять пенсионный возраст, снизить ключевой показатель для расчета новых пенсий - коэффициент оценки страхового стажа, и многое подобное. В таких условиях рассчитывать на достойную старость не приходится.

Мы не избежим такого явления, как старение нации. А плюс ко всему еще трудовая миграция. Поэтому единственным выходом из пенсионного кризиса, я считаю, является внедрение второго накопительного уровня. В чем его принципиальное отличие от первого? Вы становитесь владельцами своих денег. Если человек теряет работоспособность, то он получает эти дополнительные деньги. Если умирает, наследуют родные.

Это не украинское ноу-хау, так живет весь цивилизованный мир. И этот второй накопительный уровень даст развитие для третьего уровня, то, что сейчас называется негосударственным пенсионным страхованием. В Украине есть положительные примеры. Это и фонд «Укртелекома», фонд «Покрова».

Но пока люди этого, к сожалению, не понимают.

- Сейчас в Украине наблюдается довольно сильная волна трудовой миграций. Как с этим бороться и как убедить людей оставаться в Украине?

- Да, действительно, процесс миграции существует, и, к сожалению, остановить его не так просто. Самым печальным есть то, что за границу уезжает преимущественно молодежь и высококлассные специалисты. Первым, что нужно сделать, для того, чтобы остановить миграцию - это изменить систему госзаказов в системе образования. Сейчас выпускаются тысячи специалистов, которые либо в переизбытке, либо не имеют достаточной квалификации. Сейчас в Украине есть возможность хорошо зарабатывать, к примеру, в IT сфере, однако таких специалистов в Украине пока не так много. Зато ежегодно выпускаются тысячи юристов и экономистов. Второе, что должно сделать государство – внедрить систему молодежного кредитования. Только в таком случае молодые украинцы останутся жить и работать в Украине, зная, что они смогут себе купить жилье при минимальной кредитной ставке. В противном случае нас ждет катастрофа: по подсчетам демографов, если ситуацию с миграцией не решить системно в ближайшее время, через 30 лет каждый работающий украинец будет содержать троих пенсионеров.

В этом контексте, хочу напомнить, что целью любого правительства должно быть строительство страны не для себя и своих карманов, а для будущих поколений – наших детей. И если сегодня не остановить грабеж и тотальное беззаконие, Украина рискует утратить государственность.

Роман Семенуха: «Если не остановить грабеж и беззаконие в стране, Украина рискует утратить государственность» , фото-1
самопомощь романсеменуха
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Оцініть першим
(0 оцінок)
Поки ще ніхто не оцінював
Ніхто ще не рекомендував
Авторизуйтесь ,
щоб оцінити і порекомендувати

Коментарі