Электронная петиция «Увеличение штрафов для водителей за курение на рабочем месте, ответственность перевозчиков за правонарушения их работников», набравшая 281 подпись, была рассмотрена городскими властями.
В своем ответе сумские власти указали на то, что водителей общественного транспорта за курение могут штрафовать, а вот перевозчики за их правонарушения ответственности не несут, поэтому лишать их за это лицензии городские власти не имеют права.
Ответ горсовета:
«По результатам рассмотрения электронной петиции «Увеличение штрафов для водителей за курение на рабочем месте, ответственность перевозчиков за правонарушения их работников» сообщаем следующее:
По первому вопросу: Согласно ч. 3 ст. 119 Кодекса Украины об административных правонарушениях курение в автобусах, маршрутных такси, троллейбусах или трамваях влечет за собой предупреждение или наложение штрафа от пяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. Кроме того, ч. 1 ст. 1751 настоящего Кодекса определено, что курение табачных изделий в местах, где это запрещено законом, а также в других местах, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета, влечет предупреждение или наложение штрафа от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
В этом контексте следует отметить, что п. 8 ч. 2 ст. 13 Закона Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» установлен запрет курения табачных изделий, а также электронных сигарет и кальянов в транспорте общего пользования, используемого для перевозки пассажиров. Таким образом, за соответствующее правонарушение могут быть применены штрафные санкции, определенные в указанных статьях кодекса.
По второму вопросу: Ч. 1 ст. 8 Кодекса Украины об административных правонарушениях определено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Поэтому субъектом правонарушения, которое рассматривается, является водитель, поэтому и административная ответственность возлагается на него, а не на перевозчика.
В целом следует отметить, что согласно ст. 19 Конституции Украины органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. А в соответствии с ч. 1 и 6 ст. 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», акты органов местного самоуправления принимаются исключительно в пределах полномочий.
Учитывая изложенное, Сумской городской совет и его исполнительные органы не наделены полномочиями по решению поставленных в электронной петиции вопросов, поскольку указанное является прерогативой законодательной ветви власти - Верховной Рады Украины.
Вместе с тем, должностные лица отдела логистики и связи, во время встреч с перевозчиками, систематически напоминают о необходимости водителям автобусов соблюдать правила поведения, в том числе и не курить на рабочем месте и т. д. Перевозчики также заинтересованы в уменьшении количества жалоб на водителей от пассажиров и представителей органов власти, поэтому проводят дополнительные инструктажи с водителями, требуют от своих наемных рабочих достойного поведения. Водители-нарушители после предупреждения увольняются».