В Сумах перевозчики маршрутных такси за 3 года «нагрелись» на горожанах на 300 млн. гривен

Вчера был опубликован отчет подсчета пассажиропотока в городских автобусах г. Сумы, который был подготовлен специалистами СумГУ.

На протяжении  последних лет перевозчики маршрутных такси  регулярно напоминали горожанам и городским властям о необходимости повышения стоимости проезда. Уже в начале  2013 года, появились первые заявления перевозчиков о необходимости повышения стоимости проезда. Мотивация как всегда проста – увеличение «минималки», горючего,  запчастей.

Еще тогда перевозчики заявили о желании повысить тариф до 3 гривен, несмотря на то, что по их расчётам экономически обоснованная цена, основанная на данных пассажиропотока Харьковского автодорожного института, составляла в пределах  3,87 – 4,18 гривен.

На протяжении 1,5 лет перевозчики то и дело заявляли о своих требованиях повысить тариф, и время от времени пугали сумчан забастовками. Пик активности припал на 2014 год.  В начале июня маршрутные такси  съехали с маршрутов после утреннего часа пик, и вернулись только к вечеру, после переговоров с властями. Спустя несколько месяцев, они повторили забастовку, и уже на среду собирались  провести забастовку в третий раз, но из-за общественного резонанса, передумали.

Тем временем, в сентябре общественный совет выступил с предложением к городскому голове Александру Лысенко провести независимый аудит пассажироперевозок на маршрутных такси. Свои услуги предложила кафедра социологии СумГУ, которая пообещала за 7-10 дней провести мониторинг, затратив всего 12 тысяч гривен.

По непонятным причинам, отдел логистики затягивал процесс заключения договора с политехом пока, в конце концов, на прошлой неделе градоначальник самостоятельно не написал письмо в учебное заведение с просьбой провести обследование. И уже с 31 октября студенты ВУЗа начали считать.

 Методика подсчета

Проблемной лаборатории «Центр социально-гуманитарных аспектов региональных исследований» СумГУ разработана методика подсчетов пассажиров, которая позволила в кратчайшие сроки определить, сколько же на самом деле маршрутные такси перевозят пассажиров.

Исследование проводилось с 30 октября по 3 ноября. Были отобраны рабочие  дни и выходные. Водителю не сообщали о проведении проверки, а человек, который вел подсчет, оплачивал проезд, садился в салоне таким образом, чтобы  видеть две двери, проход и табличку с указанием маршрута.  Велась фотосьемка в середине маршрутного такси.

Подсчет велся на протяжении всего рейса, причем льготников не учитывали. Студентами СумГУ подсчитан пассажиропоток на всех без исключения 36 маршрутах. Согласно методике выбирались  два пиковых время (с 7 до 8, и с 17 до 18), не пиковое (с 12 до 13, с 15 до 16) и одно среднее (с 21 до 22).

В «Центре социально-гуманитарных аспектов региональных исследований» СумГУ отмечают, что они лишь подсчитали среднее  количество перевезенных пассажиров за 1 день. О  подсчете годового пассажирооборота речь не идет, так как необходимо проводить подобные расчеты зимой, летом, весной. Однако, учитывая, что исследование проводилось при благоприятных погодных условиях, не было дождя, мороза, гололеда, то полученные  среднестатистические данные теоретически могут отображать картинку за весь год.

Наблюдателями также зафиксировано  не соответствие количества выпущенных машин на линии, работающих на маршруте, а также частый съезд в вечернее время. Отмечается, что при проведении вечернего подсчета, наблюдатели довольно часто просто не дожидались транспорта, хотя и ждали по 40-50 минут.

 Результаты мониторинга

Результаты независимого обследования  пассажиропотока в маршрутных такси, мягко говоря, впечатляющие. В среднем, разница между показателями перевозчиков и данными СумГУ отличаются в  3,78 раз! В своих расчетах, которые они подавали в мае, они указали, что перевозят от 7 до 13 пассажиров за полный рейс, в то время как по данным независимой проверки 25-57 человек. Средний показатель перевезенных пассажиров у перевозчиков 207 пассажиров/день, СумГУ говорит о 784 пассажирах.

Итак, какой же обоснованный тариф?

Основываясь на объективных результатах  пассажиропотока, активисты общественной  организации «Молодежь ДемАльянса» провели расчеты экономически обоснованного тарифа.  Взяв за основу расходную часть данных, которые подавали сами перевозчики в мае, и подставив всего-навсего  реальное количество пассажиров, они  получили абсолютно другие цифры, в корне отличающиеся от заявленных перевозчиками.

Обсчитав по формулам, активисты вывели себестоимость перевозки 1 пассажира, они установили, что стоимость составляет 0,91 гривна. Даже, если прибавить к этой цифре 15%  рентабельности, тариф для мая 2014 года должен был составлять 1,06 гривен. Здесь не приходится говорить не то что о завышенном тарифе в  3-4 гривны, а даже 1,5 гривны будет много.

 Что имеем?

Из всего вышеизложенного нетрудно подсчитать, сколько сумчане переплатили  по завышенному тарифу. Даже по самым грубым подсчетам цифра оказывается просто потрясающей.

Итак, берем поданное перевозчиками количество перевезенных пассажиров в прошлом году - 25 миллионов. Даже не берем во внимание, что в управлении статистики Сумской области указывают цифру в 32 миллиона гривен.  Исходя из коэффициента  разницы пассажиропотока СумГУ  и перевозчиков, завышенный  в 3,78  раза,  получаем   94,5 миллионов пассажиров в год.

Учитывая что себестоимость перевозки на май 2014 года составляла 1,06 гривен (к примеру в 2012 она была еще ниже),  мы получим цифру примерно в 250-300 миллионов гривен.

 Эпилог

Очевидно, что теперь ни у кого не должно возникнуть сомнений относительно того, какой тариф должен быть за проезд в маршрутном такси. Благодаря специалистам СумГУ, в нашем городе, наверное, впервые получены данные о реальном пассажиропотоке, и реальных деньгах, которые крутятся в этом бизнесе. Ни о какой убыточности тарифа в 2 гривны – речи абсолютно не идет.

По всей видимости, перевозчики скорее всего не признают результаты, но это уже не столь важно. СумГУ беспристрастно провел исследование.

Теперь городским властям  действительно стоит задуматься о новом тарифе на перевозки. Но теперь уже не в сторону повышения.

Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов