В 2008-2009 гг. Украина столкнулась с очередной финансово-экономическим кризисом. Она стала серьезным испытанием на прочность отечественной экономики и ее способности эффективно реагировать на новые экономические виклики и угрозы. Кризис выявил и усилила те фундаменные экономические проблемы, которые в условиях высоких темпов роста ВВП находились в латентном состоянии. Она ярко засвидетельствовала, что экспортно-сырьевая модель экономики является крайне нестабильной и не может обеспечить устойчивое экономическое развитие Украины в долгосрочной перспективе. Закономерно, что попытка построения на базе такой модели хозяйственного комплекса «государства доб благоденствия» европейского образца, в которой крепкие свободные рынки гармонично сочетались с высокими социальными стандартами и широким перечнем качественных государственных услуг (образование, медицина, транспортная инфраструктура т.п.), оказалась неудачной. Одним из факторов провала в выполнении задания достижения высоких показателей социально-экономического развития, что его ставила власть начала восстановление независимости, стала неэффективная система государственных финансов. В 90-х годах ХХ в. ее эклектично и хаотично подать любое объявление в сфере финансов на Украине.

Государственные финансы Украины : опыт и перспективы сформирована модель позволила удержать страну от эко-номического и политического коллапса, однако она не способна была обеспечить реализацию новых задач и приоритеты-тов, которые встали перед Украиной в условиях развития  отношений. Во времена экономического подъема 2000 - I половины 2008 гг. эта модель не смогла обеспечить эффективное перераспределение финансовых ресурсов с целью создание предпосылок для оптимизации структуры экономики, усиление инвестиционной активности и уменьшение разрывов между доходами различных групп граждан. Слабость институтов и незавершенность процесса строения системы государственных финансов давало возможность разным правительствам осуществлять конъюнктурную бюджетного даткову политику, направленную преимущественно на решение ситуативных задач, вместо задач стратегического развития экономики. Как следствие, несмотря на значительный рост в 2000-2008 гг. объема финансовых ресурсов, навалы в распоряжении государства, Украина достигла прогресса в решении главных задач, которые стоят перед ней со времени восстановления независимости: росте благосостояния населения и структурной перестройке экономики на базе инвестиционно-инновационной модели.

В условиях глобальных экономических потрясений и их внутриэкономических последствий, когда именно бюджетно-налоговые инструменты должны стать основой антикризисной политики Украины, проблемы и дисбалансы государственних финансов стали производить дополнительные угрозы для экономики. Разбалансированное состояние системы государственных финансов ухудшил социально-экономическое положение края и инвестиционный климат, ускорил инфляционные процессы, поставил страну перед угрозой дефолта. Сознавая настоятельную необходимость оздоровления системы государственных финансов, построения эффективной системы и формирование действенных механизмов пере-распределения финансовых ресурсов в экономике, Президент Украины, Кабинет Министров и Верховная Рада начали в 2010 г. реформы системы государственных финансов.

Стратегическими целями реформ было провозглашено создание благоприятного фискального пространства для бизнеса. Предисловие тивной и децентрализованной бюджетной системы за соберет- ния финансово мощного правительства. Изменения, произошедшие в функционировании системы дер- ние государственных финансов Украины в 2010-2011 гг., были наймасш- табнішими за последние десять лет. Это касается как диа- пазону реформ (изменения произошли в большинстве составляющих системы государственных финансов), так и их глубины (в отдель- мих сегментах, в частности в бюджетной и налоговой сис- темах, произошли достаточно серьезные сдвиги). С одной стороны, проведенные реформы оказали положительное вклад в дело формирования эффективной системы государств- них финансов, с другой - имели регрессивный эффект. Кроме того, остался значительный пласт нерешенных проблем. В целом указанные изменения в функционировании системы дер- ние государственных финансов страны будут среди главных факторов- ков, которые будут определять динамику и направления социально- экономических преобразований в стране в среднесрочной перспективе. Целью данной работы является детальный и всесторонний анализ комплекса реформ системы государственных финансов Украины- ны, которые произошли в 2010-2011 гг., их влияние на социально- экономическое положение государства, а также разработка на базе проведенного исследования новых ориентиров и задач для дальнейших этапов реформ. Для достижения поставленной цели исследования были ориентированное на выполнение следующих задач:

а) инвентаризация и анализ проблем и факторов, привели в 2009 г. до кризисного состояния системы государствених финансов Украины;

б) анализ реформ в системе государственных финансов в 2010- 2011 гг., оценка их влияния на эффективность выполнения функций самой системой и на социально-экономическое положение государства;

в) разработка и обоснование направлений и приоритетов дальнейшего реформирования системы государственных финансов в условиях посткризисного восстановления экономики Украины. Исследования по указанным направлениям позволяет сформировать, поддерживать четкое представление о состоянии системы государственных финансов, идентифицировать ее главные проблемы, выяснить.

Государственные финансы Украины : опыт и перспективы. Корреспондируют реформы с задачами устранения этих проблем, а также создает новая система государственных финансов адекватные условия и соответствующие инструменты для динамичного качественного посткризисного развития экономи- ки Украины. Первый раздел монографии посвящен историческим и теоретическим аспектам развития и функционирования системы государственных финансов. В нем, опираясь на ис- торические факты и научную мысль разных исторических эпох, сделана попытка теоретического осмысления проблемы формирования и развития института государственных финансов. Научная ценность исторической ретроспективы заключается в возможности выяснение первопричин возникновения отдель- мих составляющих государственных финансов, в частности бюджета, межбюджетных отношений, налогов и т.д. В разделе также проанализированы наиболее распространенные современные концепции и подходы к обоснованию сущес- ния государственных финансов, их функций и задач. Обращено внимание на общие черты организационно-правовой структуры государственных финансов в современном мире, раскрыто трех лет их архитектуры в Украине. Во втором разделе рассмотрен процесс становления и функционирование системы государственных финансов независимой Украины, а также эволюцию бюджетно-налоговой политики. Была проанализирована практика применения бюджетно-налоговых механизмов для реализации экономических задач, что определялись правительствами Украины, начиная с 1991 г. Особое внимание уделено причинам и факторам, сказали приближения системы государственных финансов к кри- розового состояния в 2009-2010 гг. Детально были проанализированы фискальные меры антикризисной политики, их действенность, эффективность, а также последствия их применения для социально-экономического развития объявлений Украины. Рассмотрены также кризисные явления во всех составляющих системы государственных финансов Украины, которые усилились в 2009-2010 гг, в частности в бюджетной и налоговой системах, системе внебюджетных социальных фондов, место- исх финансах, государственном кредите и национальных государственных монополиях. 9 Предисловие В третьем разделе представлен анализ бюджетной реформы мы, в частности, новой редакции Бюджетного кодекса Украины. Основное внимание уделено достижением реформы, ее недо- лекарствам и нерешенным вопросом. Проанализированы прогресс и просчеты в таких проблемных вопросах, как коррекция архитектуры бюджетной системы, финансовое обеспечение предоставление публичных услуг, эффективность расходования бюд- бюджетных средств, усиление финансовой мощи органов власти. Рассмотрены изменения в отдельных составляющих бюджетного механизма, программно-целевом методе т.д.

Подробно проанализировано содержание и важнейшие новации Налогового кодекса, оценена их потенциальное влияние на преодоление проблем, присущих налоговой системе до принятия этого нормативно-правового акта. Вместе с тем обращено внимание на значительные риски для социально-экономического развития Украины, которые стали последствиями просчетов, допущенных в проце- си налоговой реформы. Осуществлен также оценку первых итогов и эффективности внедрения налоговой ре- формы на практике. В пятом разделе сделан акцент на необходимости продолжения реформ во всех составляющих системы государственных финансов. Согласно проведению анализа эффективности осуществленных реформ определен приоритеты и задачи реформ системы государственных финансов в среднесрочной перспективе. Предложено комплекс механизмов, внедрение которых позволит улучшить действенность и эффективность системы государственных финансов Украины. Исследование проводилось автором в процессе ряда аналитических докладов Национального института стратегических исследований, представленных на «круглых столах» по экономической тематике, в ежегодных посланнях Президента Украины к Верховной Рады Украины, ряде аналитических документов в отношении отдельных астов развития объявлений государственных финансов для высших должностных лиц Украины.